Цель, задачи, этапы и дизайн исследования

Цель исследования — определение связи между личностными предикторами и готовностью к непрерывному обучению в зрелом возрасте. После изучения теоретического материала по рассматриваемой теме было решено отнести к зрелому возрасту лиц от 40 до 55 лет с опытом профессиональной деятельности не менее 10 лет и образованием не ниже средне-специального. Были рассмотрены методические основы для исследования (пятифакторная […]


Психологическая характеристика зрелого возраста

«Каждый стареет так, как он жил» — французская пословица [71, с.38]. Отечественные ученые к категории зрелости относят «стремление к достижению наивысшего развития душевных и духовных, интеллектуальных и физических способностей личности» («акме») [16]. В акмеологии зрелость предполагает сформированные знания, умения, навыки в соответствии с принятыми в обществе для данного жизненного этапа возрастными нормами. По мнению А.А. […]


Психолого-педагогические аспекты непрерывного обучения

Задача современности – это «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и… чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» (М.Ш.Ноулз)[27]. Концепция обучения в течение всей жизни формировалась в межнациональном пространстве и имеет общечеловеческое начало. Формирование понятия связано […]


Отношение личности к неопределенности

«Неопределенность — этот тот факт, с которым все формы жизни должны быть готовы бороться» [43, с.582]. Понятие «неопределенность» означает осознание наличия недостатка знаний о текущих событиях или о будущих возможностях, низкую степень их предсказуемости. Неопределенность сопряжена с риском планирования и принятия решений, требует от субъекта постоянной готовности к встрече с нею и преодолевается особой работой […]


Методы исследования личности

Г. Олпорт: «Личность есть то, что есть человек в действительности» [44]. Попытки построить универсальный категориальный аппарат для описания личности привели к созданию множества разнообразных, часто конкурирующих, теорий, списков личностных черт и определений личности [94]. Еще в первой половине XX века Г. Олпорт сделал скрупулезный разбор имеющихся на тот момент понятий личности, характера и темперамента и […]


Общая характеристика советской фантастики

Научно-фантастические произведения в начале XX века стали активно развиваться во многом благодаря техническому прогрессу и научным откры- тиям. Научная фантастика – это одно из самых молодых направлений в лите- ратуре. В дореволюционной России научная фантастика развивалась очень медленно и отставала от зарубежной, развитие которой поддерживалось не только писателями, но и издателями, открывающими все новые и […]


История создания журнала «Уральский следопыт»

«Уральский следопыт» – журнал, который издается ежемесячно в Ека- теринбурге и является одним из самых популярных журна- лов о туризме и краеведении. Журнал входит в Русское географическое об- щество. В журнале печатаются, наряду с краеведческими произведения- ми, также и научно-фантастические, детективные и приключенческие произ- ведения. Для начала мы рассмотрим, когда и кем создавался журнал. Журнал […]


Современная модель обучения в средней общеобразовательной школе

Вопрос о том, является ли дополнительный адаптационный фактор в виде нового коллектива мобилизующим или осложняющим при прохождении этапа перехода в среднюю школу остается открытым. Среди исследований влияния системы обучения на протекания кризисного пубертатного периода интересны результаты, полученные зарубежными коллегами. Лонгитюдное исследование показало, что, если школьники в 11-13 лет не переживали период перехода в среднюю школу, […]


Понятие адаптации школьника

Адаптацией, как отмечает М.Н. Битянова [7], можно назвать саму способность ребенка к развитию. В тоже время развитие – одна из главных задач института образования. Успешное протекание адаптации – это умение использовать имеющуюся социальную ситуацию для решения актуальных задач, выстраивание плацдарма для дальнейшего развития. Конечной целью адаптации таким образом является формирование внутренней позиции, которая отражает отношение […]


Готовность ученика четвертого класса к переходу в среднюю школу

Говоря о пятиклассниках, нельзя не затронуть актуальный вопрос для сегодняшней системы образования, также фигурирующий в ФГОС: готовность ученика четвертого класса к переходу в среднее звено обучения [24]. Традиционно исследователи [17] относят следующие факторы готовности к 5 классу: преобладание в мотивационной сфере социальных и учебно-познавательных мотивов, осознание и понимание ребенком особенностей перехода в 5 класс, […]