Категория субъективной модальности

Глава ВКР: Языковые средства выражения оценки как категории субъективной модальности в публицистическом тексте Марии Степановой


Шахмаева, К. А. 2021 год

Важнейшей стрежневой категорией языка выступает категория модальности. Она присуща языку в действии, то есть в речи, и поэтому «является самой сущностью коммуникативного процесса 18, с. 113]. Модальность отражается в различных языковых формах. Так, авторское отношение к реальности может быть выражено средствами морфологии, лексики, фразеологии и синтаксиса. Также модальное значение передается просодическими и стилистическими средствами. Однако разнообразие языковых форм модальности не мешает этой категории быть одной из нерешенных проблем в области языкознания. В настоящее время ученые придерживаются различных взглядов на определение понятия модальности. Британские лингвисты считают эту категорию данностью. В работах ученых отсутствуют определения понятия модальности, а акцент делается на формы, в которых она проявляется [65]. Отечественные ученые придерживаются иной позиции. Они отождествляют модальность с предикативностью и рассматривают их как явления одного порядка [36, с. 37-48]. В некоторых работах отражено узкое понимание модальности. В них эта категория рассматривается как выражение достоверности или недостоверности высказывания, что, в свою очередь, основывается на понятии реальности и ирреальности суждения в логике [21, с. 65-79]. Среди отечественных ученых, посвятивших свои труды изучению категории модальности, следует отметить В.В. Виноградова. Лингвист выступал против узкого подхода к пониманию сущности этого явления. По мнению В.В. Виноградова, модальность – это «грамматически выражаемое отношение говорящего к действительности, а именно: к содержанию речи, собеседнику, а также к самому себе» [13, с. 55]. Основополагающим критерием, характеризующим данную категорию, выступает выделение объективной и субъективной модальности. Объективную модальность ученые относят к обязательным признакам любого высказывания и характеризуют ее как одну «из категорий, формирующих предикативную единицу – предложение» [9, с. 361]. А основной критерий, заложенный в сущность объективной модальности, представляет собой степень реальности или ирреальности происходящего. Объективная модальность может быть выражена категорией модального наклонения. На уровне синтаксиса эта категория отражается в противопоставлении форм изъявительного наклонения формам сослагательного и повелительного. Индикатив включает в себя объективно- модальные значения реальности, то есть временной определённости. Соотношение же форм сослагательного и повелительного наклонений характеризуется временной неопределённостью. Так, специальные модификаторы (глагольные формы и частицы) могут указывать на план желаемого, требуемого или необходимого. Итак, объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определённости и неопределённости. Несмотря на факультативный признак высказывания, субъективная модальность является важнейшим структурно-содержательным компонентом категории модальности. Субъективная модальность выражает в тексте отношение автора к сообщаемой информации, а также репрезентирует его точку зрения, позицию и ценностные ориентации. Поскольку субъект стремится к адекватному восприятию сообщения адресатом через выражение своего отношения к определенной проблеме, для интерпретации текста прежде всего релевантна субъективная модальность. Данная категория выражает отношение говорящего, показывает степень его уверенности в сообщаемом, а также определяет вероятность достоверности информации [28]. Субъективная модальность охватывает разноаспектные и разнохарактерные способы квалификации сообщаемой информации. Реализация данной категории возможна следующими способами. а) наиболее продуктивным средством выражения субъективной модальности выступает специальный лексико-грамматический класс слов. Также к этому классу можно отнести функционально близкие словосочетания и предложения; б) категория модальности находит свое проявление и в специальных частицах. В них может заключаться выражение неуверенности (вроде), предположения (разве что), недостоверности информации (якобы), удивления (ну и ну), опасения (чего доброго) и так далее; в) для выражения субъективной модальности часто используются междометия (ах!, ой-ой-ой!, увы и так далее); г) также субъективная модальность может быть выражена интонационными средствами, которые акцентируют экспрессивные оттенки отношения к сообщаемой информации. Так, при помощи интонации может быть отражено удивление, сомнение, уверенность, недоверие, протест, ирония и другие; д) к порядку слов, который представляет собой еще одно средство выражения субъективной модальности, относится вынесение главного члена предложения в начало высказывания. Основное назначение этого средства – передать ироническое отрицание (Станет он тебя слушать! Хорош друг!); е) реализовать категорию модальности помогают специализированные структурные схемы предложения или схемы построения его компонентов. Так, предложение типа «Нет чтобы подождать» может выражать сожаление по поводу чего-либо неосуществившегося. А построение типа «Она возьми и скажи» отражает неподготовленность, внезапность действия [59]. Так, на уровне текста модальность рассматривается как категория, в которой объективное и субъективное принципиально неразделимы. Эти категории являются взаимосвязанными и служат для передачи различных планов отношений. Однако наиболее актуальным оказывается значение отношения говорящего к сообщаемому, то есть субъективная модальность. По мнению Н.Ю. Шведовой, русский язык имеет широкие возможности для выражения личного отношения к сообщаемому. Так, ученый считает, что субъективная модальность может быть маркирована следующими средствами: а) специальными синтаксическими конструкциями (Наши березовский старики смехом смеялись, как такое услышали (Бажов); б) лексическим повтором (И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… (Гоголь); в) порядком слов (Хорош мальчик!); г) конструкциями с частицами (Поговори мне еще!); д) конструкциями с глагольными формами, наречиями и согласуемыми словами в роли модальных частиц (Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность (Есенин); е) конструкциями с междометиями (Эге, вот оно в чем дело-то!); ж) вводными конструкциями (Воля твоя, я не согласен); з) интонацией. Так, Н.Ю. Шведова отмечает разнообразие субъективно-модальных значений в русском языке. Ученый отмечает, что эти значения не ограничиваются выражением уверенности или неуверенности в достоверности сообщаемого (Кажется, дождь). Субъективно-модальные значения могут передавать: согласие, принятие или несогласие, неприятие (Ехать так ехать); положительную или отрицательную оценку (Ай да молодец!); разные виды волеизъявления (Освобожусь, тогда поговорим); множественность, полноту, интенсивность (Наверху туман, туман, туман…); единственность и исключительность (Вот голос так голос!) и многие другие значения [42, с. 216-237]. По мнению Н.Ю. Шведовой, отношение говорящего к сообщаемому «…почти всегда экспрессивно окрашено, поэтому субъективно-модальные значения можно назвать модально-экспрессивными» [58, с. 364]. Являясь общеязыковой категорией, субъективная модальность охватывает все уровни языка: просодический, морфемный, лексический и синтаксический. а) просодические средства выражения модальности представлены всем набором интонационных средств выражения коннотативного значения высказывания. Они используются для акцентирования различных эмоционально-модальных оттенков отношения к сообщаемому; б) словообразовательные средства выражения субъективной модальности представляют собой «комплексную единицу системы словообразования, формирующуюся совокупностью словообразовательных типов на базе общности словообразовательного значения модальности» [26, с. 20]. Так, к словообразовательным средствам выражения субъективной модальности можно отнести специальные морфемы, имеющие эмоционально- экспрессивное и оценочное значение; в) к морфологическим средствам экспликации модальности можно отнести формы времён и наклонений глагола, конструкции с синтетической формой повелительного наклонения второго лица единственного и множественного числа, а также местоимения второго лица и степени сравнения прилагательных; г) синтаксические средства выражения субъективной модальности. Субъективная модальность представляет собой центральную категорию модального синтаксиса. Словосочетания, являясь частью высказывания, косвенно формируют субъективно-модальное значение путем осуществления синтаксической связи между словами. Объективная связь между предметами действительности переплетается с оценочным значением компонентов, что позволяет их общности преобразиться в субъективно-модальное значение. К синтаксическим средствам выражения субъективной модальности можно отнести различные типы вводных и вставных слов и конструкций (полагаю, по правде говоря и другие), повторы, а также особые синтаксические конструкции. д) однако в рамках нашего исследования наибольший интерес представляют лексические средства выражения модальности. Они представлены широким кругом коннотативных (эмотивно-оценочных), экспрессивно-синонимических и переносных значений. Т.В. Романова утверждает о невозможности понимания текста вне системы ценностей и оценки [41, с. 67]. Такого же мнения придерживается и Г.Я. Солганик, относящий к средствам выражения субъективной модальности оценочную лексику и фразеологию [46]. Так, для экспликации эмоционально- оценочной модальности наиболее употребимыми являются лексемы, объединенные общей семой «хорошо/плохо». А использование фразеологических единств и фразеологических сочетаний придает дополнительную модальную окрашенность высказыванию. Так, к лексическим средствам выражения субъективной модальности относятся междометия, частицы, слова в прямом и переносном оценочно- характеризующем значении, а также фразеологизмы. Несмотря на то, что междометия представляют собой обособленные языковые единицы, они остаются связанными со смыслом всего высказывания и употребляются в соответствии с его содержанием. Помимо выражения эмоциональных оттенков и волеизъявления адресанта, междометия способны развивать модальный потенциал высказывания. По этому поводу И.Р. Гальперин пишет: «Прямым и непосредственным выразителем субъективно-оценочной модальности высказывания является также междометие» [18, с. 120]. В свою очередь, О.А. Рыжкина, говоря о междометии, отмечает следующее: «По-видимому, можно говорить о междометном значении как особом виде лексического значения, которое связано с выражением субъективного отношения говорящего к действительности и является ситуативно и интонационно обусловленным» [43, с. 33]. Так, междометия, сближаясь с экспликаторами субъективности, способны выступать в роли эквивалента предложения и выполнять функцию модального квалификатора. В чистом виде субъективно-модальное отношение к сообщаемому выражают только модальные частицы. Однако стоит отметить, что модальные значения (в частности оценочные и экспрессивные) в том или ином виде присутствуют и в вопросительных, а также отрицательных частицах. Это средство может выполнять функцию субъективно-модальных квалификаторов, поскольку дополнительные оттенки, вносимые частицами в предложение, связаны с точкой зрения говорящего, оценивающего содержание высказывания с позиции логики, эмоций и других аспектов. Слова в прямом оценочно-характеризующем значении образуют обширную категорию лексики. Как правило, к ним относятся лексемы разговорного стиля или просторечия. Такие слова имеют пометы «бранное», «грубое» и обладают субъективно-модальным значением. Слова же с позитивным оценочно-характеризующим значением представляют собой менее обширную группу. Для выражения субъективной модальности в публицистическом тексте авторы нередко используют разнообразные средства выразительности, которых можно выделить метафору. Частотность употребления метафоры обусловливается способностью данного средства развертываться даже в коротких текстах. Так, Т.В. Романова пишет: «Если в тексте появляется та или иная концептуальная метафора, то можно ожидать её развертывания по самым разнообразным направлениям» [41, с. 83]. Теория модальности, разработанная В.В. Виноградовым и представителями его школы, имеет большое значение для исследования природы оценки. Так, ученый рассматривает последнюю как один из видов модальности. В.В. Виноградов объясняет это тем, что оценка выражает отношения субъекта к объектам действительности. Таким образом, современная лингвистика рассматривает модальность довольно широко. Ученые относят ее к универсальной категории, которая передает отношение говорящего к высказыванию и актуализируется при помощи разнообразных средств. Особый интерес представляет разграничение объективной и субъективной стороны модальности. Так, объективная модальность рассматривается как нечто общеязыковое, общенациональное, а субъективная модальность как частное, принадлежащее к определенному коммуникативному акту. Исходя из этого, в своем исследовании мы рассматриваем оценочность как составную часть субъективной модальности.