Цель, задачи, этапы и дизайн исследования

Цель исследования — определение связи между личностными предикторами и готовностью к непрерывному обучению в зрелом возрасте. После изучения теоретического материала по рассматриваемой теме было решено отнести к зрелому возрасту лиц от 40 до 55 лет с опытом профессиональной деятельности не менее 10 лет и образованием не ниже средне-специального. Были рассмотрены методические основы для исследования (пятифакторная […]


Психологическая характеристика зрелого возраста

«Каждый стареет так, как он жил» — французская пословица [71, с.38]. Отечественные ученые к категории зрелости относят «стремление к достижению наивысшего развития душевных и духовных, интеллектуальных и физических способностей личности» («акме») [16]. В акмеологии зрелость предполагает сформированные знания, умения, навыки в соответствии с принятыми в обществе для данного жизненного этапа возрастными нормами. По мнению А.А. […]


Психолого-педагогические аспекты непрерывного обучения

Задача современности – это «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и… чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» (М.Ш.Ноулз)[27]. Концепция обучения в течение всей жизни формировалась в межнациональном пространстве и имеет общечеловеческое начало. Формирование понятия связано […]


Отношение личности к неопределенности

«Неопределенность — этот тот факт, с которым все формы жизни должны быть готовы бороться» [43, с.582]. Понятие «неопределенность» означает осознание наличия недостатка знаний о текущих событиях или о будущих возможностях, низкую степень их предсказуемости. Неопределенность сопряжена с риском планирования и принятия решений, требует от субъекта постоянной готовности к встрече с нею и преодолевается особой работой […]


Методы исследования личности

Г. Олпорт: «Личность есть то, что есть человек в действительности» [44]. Попытки построить универсальный категориальный аппарат для описания личности привели к созданию множества разнообразных, часто конкурирующих, теорий, списков личностных черт и определений личности [94]. Еще в первой половине XX века Г. Олпорт сделал скрупулезный разбор имеющихся на тот момент понятий личности, характера и темперамента и […]


Понятие адаптации школьника

Адаптацией, как отмечает М.Н. Битянова [7], можно назвать саму способность ребенка к развитию. В тоже время развитие – одна из главных задач института образования. Успешное протекание адаптации – это умение использовать имеющуюся социальную ситуацию для решения актуальных задач, выстраивание плацдарма для дальнейшего развития. Конечной целью адаптации таким образом является формирование внутренней позиции, которая отражает отношение […]


Готовность ученика четвертого класса к переходу в среднюю школу

Говоря о пятиклассниках, нельзя не затронуть актуальный вопрос для сегодняшней системы образования, также фигурирующий в ФГОС: готовность ученика четвертого класса к переходу в среднее звено обучения [24]. Традиционно исследователи [17] относят следующие факторы готовности к 5 классу: преобладание в мотивационной сфере социальных и учебно-познавательных мотивов, осознание и понимание ребенком особенностей перехода в 5 класс, […]


Современная модель обучения в средней общеобразовательной школе

Вопрос о том, является ли дополнительный адаптационный фактор в виде нового коллектива мобилизующим или осложняющим при прохождении этапа перехода в среднюю школу остается открытым. Среди исследований влияния системы обучения на протекания кризисного пубертатного периода интересны результаты, полученные зарубежными коллегами. Лонгитюдное исследование показало, что, если школьники в 11-13 лет не переживали период перехода в среднюю школу, […]


Выводы по главе:

1. В настоящее время единого определения понятия «личность» не существует, в виду множества подходов к изучению данного вопроса. Важным является тот факт, что понятие «личность» рассматривается как многогранный процесс, включающий в себя биологический, социальный, психологический и физиологический компоненты, что и определяет сложность конструкта понятия «личность». 2. Вопрос профессионального самоопределения также является достаточно дискуссионным, так как […]


Организация исследования и описание методик

Выборку исследования составили 68 учеников старших классов в возрасте 15–17 лет. Из них 34 ученика – учащиеся 9–х классов, и 34 ученика – учащиеся 10 и 11 классов. Соотношение юношей и девушек в выборке составляют: 34 девушки и 34 юноши, графическое изображение данных представлено на рисунке 1. В исследовании приняли участия ученики Выльгортской среднеобразовательной школы […]