История создания журнала «Уральский следопыт»

Глава диссертации: Рубрика "Мой друг - фантастика" в журнале "Уральский следопыт" 1960-1970-х годов как инструмент популяризации научной фантастики


Сергеева, Ю. С., Sergeeva, Yu. S. 2020 год

«Уральский следопыт» – журнал, который издается ежемесячно в Ека- теринбурге и является одним из самых популярных журна- лов о туризме и краеведении. Журнал входит в Русское географическое об- щество. В журнале печатаются, наряду с краеведческими произведения- ми, также и научно-фантастические, детективные и приключенческие произ- ведения. Для начала мы рассмотрим, когда и кем создавался журнал. Журнал был основан Владимиром Поповым. До «Уральского следопы- та» он работал у известного книгоиздателя И. Д. Сытина; был редактором журнала «Вокруг света», детского альманаха «Ручеек», а в 1920-х годах ХХ века редактором журнала «Всемирный следопыт». Эти журналы роднила между собой тематика путешествий, приключений и научной фантастики. В. Попов был первым, кто решил вынести фантастику и приключения в отдельное, не географическое и не научно-популярное, издание. Поэтому в 1911 году появилось издание «На суше и на море», которое было приложе- нием к журналу «Вокруг света». Это был ежемесячный толстый журнал, ко- торый мог себе позволить брать для публикации объемные произведения, при этом не отказывать авторам по причине сжатых сроков подготовки вы- пуска к печати. В каждом номере были рассказы и произведения, что пре- вращало каждый выпуск в своеобразную книгу. Журнал «Вокруг света» – один из старейших научно-популярных жур- налов, который выпускался с 1860 года. Первыми редакторами были А. Разин и П. М. Ольхин [1]. Журнал был новаторским – ранее периодика такого типа не выходила, и поэтому люди еще не могли сформировать большую чита- тельскую аудиторию. Поэтому к 1869 году читательский интерес упал, и журнал временно приостановил свою деятельность. В 1885 году журнал возобновил работу и стал выпускаться еженедель- но. Он получил название «Журнал путешествий и приключений на суше и на море» и немного изменил концепцию. Теперь он выпускал и художествен- ную литературу. На страницах журнала стали публиковаться рассказы о пу- тешествиях, литературные произведения, появились рекламные блоки. Одна- ко это не помогло вернуть читательский интерес, и тиражи стали падать. Все чаще стали возникать проблемы с выпуском; появлялись задержки тиража, которые порой доходили до нескольких месяцев. В 1891 году И. Д. Сытин выкупил права на журнал и сделал его более доступным для людей, что помогло поднять тираж в довольно короткий срок. Именно в этот период «Вокруг света» сформировался как один из крупней- ших журналов и нашел свою аудиторию. В нем публиковались очерки таких знаменитых путешественников, как Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо- Маклай, приключенческие романы, рассказы, репортажи и фотографии. С 1918 по 1927 годы журнал не выпускался из-за начавшейся Октябрь- ской революции и Гражданской войны. Затем был перерыв в издании журна- ла во время Великой Отечественной войны. При возобновлении деятельности у журнала появилось два места издания. В Москве он издавался под редакци- ей В. Попова в издательстве «Земля и Фабрика», став приложением к журна- лу «Всемирный следопыт». В Ленинграде «Вокруг света» печатался под ре- дакцией «Красной газеты». Он выходил один раз в две недели и был газетно- го формата, но обложка имела отличный от газетного внешний вид. Подпис- чики журнала также получали различные альбомы, сборники и прочие при- ложения. В 1931 году «Вокруг света», выпускаемый в Москве, перестал выхо- дить. В этот же год прекратил печататься «Всемирный следопыт». Ленин- градский журнал был реорганизован и передан издательству «Молодая гвар- дия»; впоследствии это привело к тому, что научно-фантастические и при- ключенческие произведения стали печататься гораздо реже. Журнал получил подзаголовок «Журнал сюжетной литературы, революционной романтики, научной фантастики, приключений, путешествий и открытий» [1]. В 1938 году журнал стал выпускаться в Москве Центральным комите- том ВЛКСМ и вернул «научную фантастику» себе в подзаголовок. В 1917 году издательство Сытина закрылось, после чего Владимир Попов несколько лет трудился в различных сферах, далеких от его професси- ональной журналистско-редакторской деятельности. Однако в 1924 году он устроился на работу в одно из самых больших столичных издательств – «Земля и Фабрика». Издательство «Земля и Фабрика» было создано в 1922 году при ЦК профсоюзов бумажников. Начальный капитал издательства был небольшим, а первой изданная книга – «Запретный кобзарь» Т. Шевченко. Достаточно быстро издательство смогло увеличить количество печатаемых книг. «Земля и Фабрика» выпускало прозаические и поэтические сборники, книги по медицине, биологии, естествознанию, однако в дальнейшем изда- тельство сконцентрировалось только на художественной литературе. Оно из- давало классику (романы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других). Но все-таки больше всего оно было сосредоточено на современной литературе. «Земля и Фабрика» помогла увидеть свет произведениям таких авторов, как М. М. Зощенко, В. Я. Шишков, И. Г. Эренбург, Ф. В. Гладков, А. С. Неверов и других [4]. Интерес у читателей вызывали также журналы «Всемирный следопыт», «Турист». Владимир Попов занялся выпуском журнала «Всемирный следо- пыт». Замысел этого издания был близок прежним журналам, в которых он работал, и поэтому «Всемирный следопыт» смог стать интересным для чита- телей. В журнале публиковались приключенческие и научно-фантастические произведения, очерки и рассказы о путешествиях. Во «Всемирном следопы- те» печатались произведения А. Конан-Дойла, Н. Шпанова, А. Платонова, В. Ветова. Многие рукописи были впервые опубликованы именно в этом журнале, например, «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей» А. Беляева. Тираж журнала, который в самом начале составлял 15 тысяч экземпляров, за пять лет смог вырасти в десять раз. Благодаря такому успеху Владимир Попов решил возобновить журнал «Вокруг света», который стал приложением «Всемирного следопыта». Дан- ный журнал повторял тематику и верстку, которые были раньше, что и по- могло отличать «Вокруг света» от одноименного журнала, выпускающегося в Ленинграде. Возобновились публикации длинных романов с продолжения- ми, которые были прекращены до революции. Один из самых знаменитых романов, «Человек-амфибия», написанный одним из самых выдающихся фантастов – Александром Беляевым. Это произведение печаталось в журнале по главам, а затем было опубликовано отдельной книгой. Роман не теряет своей актуальности и популярности и по сей день. Владимир Попов считал своим предназначением поиск молодых авто- ров. Он стремился раскрыть их талант и дать им возможность стать извест- ными. Он приглашал в журнал новых авторов – рукописи шли большим по- током, и каждую из них внимательно читали. «Ошибочно было бы думать, что “Следопыт” делается в тиши редак- ционного кабинета узким замкнутым коллективом писателей- профессионалов. Литературное выдвижение, отбор молодых свежих дарова- ний из глуши читательского актива – все это было поставлено во главу угла редакционной работы» [51], – сообщалось в редакционной статье 1930 года. Однако для Попова было важно качество произведений начинающих авто- ров. Тщательный отбор, а не следование тогдашней моде продвижения авто- ров из простого народа, несмотря на качество их произведений, позволило открыть миру таких авторов, без которых теперь сложно представить совет- скую фантастическую и приключенческую литературу – А. Беляев, Н. Шпа- нов, А. Линевский, Б. Сытин, Н. Зуев-Ордынец, Б. Туров, В. Ян [28]. Одним из самых интересных новшеств, организованных Поповым, бы- ло проведение литературных конкурсов. Произведения приходили в редак- цию анонимно, все имена авторов находились в запечатанных конвертах, ко- торые открывались только после подведения итогов. Этот конкурс был мак- симально честен, и произведения победителей, которых могло быть несколь- ко, публиковались в журнале. Но также могли появиться на страницах жур- нала и те произведения, которые не заняли призовые места. В 1930 году власти стали закрывать негосударственные издательства. В. Попов искал выходы для сохранения нескольких выпускаемых журналов – для этого он принял решение делать выпуски три раза в месяц. Однако эти меры не помогли. Продолжил печататься только Ленинградский журнал «Вокруг света» [28]. После этих событий Владимир Попов переехал в Свердловск, где и ор- ганизовал выпуск журнала «Уральский следопыт». За ним в новый журнал перешли многие авторы из «Всемирного следопыта». «Уральский следопыт» был иллюстрированным ежемесячником занимательной истории, географии и краеведения [28]. Первый номер журнала вышел в апреле 1935 года, в нем был напечатан рассказ известного писателя-фантаста Александра Беляева «Слепой полет». Затем, после выхода девяти выпусков, было решено закрыть журнал. В дальнейшем Попов стал заниматься выпуском краеведческих книг об Ура- ле «Тайна Уральских гор. Сборник рассказов», «Голубая жемчужина. Сбор- ник рассказов об Уральских озерах» и других, но и здесь печальная история повторилась. И после этого издатель, несмотря на свои попытки вернуться в профессию, не смог этого сделать. Тем не менее «Уральский следопыт» 1935 года оставил после себя след и воспоминания об изданиях подобного рода, остались и авторы, и читатели. Возобновление деятельности «Уральского следопыта» произошло в ап- реле 1958 года. Его главным редактором стал Вадим Кузьмич Очеретин, пи- сатель, ветеран Великой Отечественной войны. «В год основания „Уральский следопыт“ насчитывал 50 тысяч подпис- чиков» [35, с. 58]. С момента выхода первых номеров возобновившего свою деятельность журнала с ним сотрудничали и были его авторами писатели и художники, ко- торые в дальнейшем стали знаменитыми. Это такие люди, как, например, Виталий Волович, советский и россий- ский художник. Владислав Крапивин – детский писатель, лауреат премии Ленинского комсомола; автор произведений «Оруженосец Кашка», «Тень Каравеллы», «Алые перья стрел» и других. В 1960 году в «Уральском следопыте» был опубликован его первый рассказ. Виктор Астафьев – прозаик, драматург, Герой Социалистического Тру- да, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством». К фантастике отно- сятся только некоторые главы из произведения «Царь-рыба», рассказы «Наваждение», «Первый комиссар», «Ночь космонавта», «Светопреставле- ние». Юрий Курочкин, советский писатель-фантаст, член Союза писателей СССР, в 1958 году был назначен заведующим отделом краеведения в журна- ле «Уральский следопыт». Николай Моос – художник, иллюстратор. Ему присуждена премия «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале». Моос иллюстрировал произведения в журнале «Уральский следопыт». Александр Беляев – писатель фантаст, один из основателей советской научно-фантастической литературы, который написал такие известные про- изведения, как «Человек-амфибия», «Ариэль», рассказ «Голова профессора Доуэля», который он затем переделал в роман. С 1961 по 1965 год главным редактором «Уральского следопыта» был писатель Владимир Николаевич Шустов – ветеран Великой Отечественной войны. С 1966 по 1970 год во главе журнала был писатель Иван Иванович Акулов, впоследствии ставшим лауреатом Государственной премии. С 1971 по 1993 год главным редактором журнала был Станислав Федо- рович Мешавкин. За этот период журнал обрел огромную популярность. Его тираж расходился по всем республикам бывшего СССР. «Уральский следопыт» насчитывает 255 тысяч подписчиков. Половина тиража расходится на Урал, половина – за его пределами, главным образом в Сибири, центральных районах страны, на Украине и в Казахстане. Многие годы, пока не была “переориентирована” “Аврора”, журнал, по сути, был единственным в стране изданием, рассчитанным на подростков» [35, с. 58]. Одним из ведущих авторов журнала был Владислав Крапивин. Именно в «Уральском следопыте» начиналась его творческая карьера и публикова- лись его новые произведения. Также публикующимися авторами журнала были прозаики Николай Никонов, автор книг «Сказки леса», «След рыси», «Опальный роман», «Весталка»; Борис Рябинин, который помимо книг, пи- сал сценарии для документальных и научно-популярных фильмов, уже упо- минавшийся Юрий Курочкин, автор таких произведений, как «Памятные тропы: Были разных лет», «Легенда о золотой бабе», «Приключения Мадон- ны» и многие другие авторы [49]. Журнал был основоположником в области научной фантастики и по- этому мог влиять на литературное сообщество. Благодаря этому был создан конвент «Аэлита». «Аэлита» – конвент и литературная премия в области фантастики. Премия была основана в 1981 году редакцией журнала «Уральский следо- пыт» совместно с Союзом писателей РСФСР и с тех пор вручается каждый год на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске (Екатеринбурге) за лучшую книгу советской, а теперь и российской фантастики, вышедшую в течение предшествующих двух лет. Все почти без исключения ведущие пи- сатели-фантасты были авторами «Уральского следопыта». Премии и призы журнала, ежегодные праздники «Аэлита» были известны не только в нашей стране, но и за рубежом [45]. Согласно Положению о премии от 2002 года [45] «„Аэлита“ является всероссийской премией, вручаемой писателям за успешную творческую дея- тельность и большой вклад в развитие русскоязычной фантастики». С 1993 года выбирать лауреатов стали следующим образом. Оргкоми- тет определял жюри из 15–20 компетентных человек и организаций (лауреа- ты премии «Аэлита» прошедших лет, люди из журналов, публикующих фан- тастику, и представители основных российских конвентов фантастики). Орг- комитет определяет круг номинантов на премию «Аэлита» за текущий год; его участники голосуют в два этапа, расставляя по местам всех претендентов. Лауреатом становится тот, кто наберет на последнем этапе наименьшую сумму мест [45]. Вручение премии «Аэлита» происходит на ежегодном фестивале фан- тастики «Аэлита» в г. Екатеринбурге. Авторам произведений, которые удо- стоились премии, вручается диплом, нагрудный знак и специальный приз, представляющий собой подставку из горного хрусталя, на которой находится металлическая изогнутая конструкция, увенчанная шаром из обсидиана. Премия «Аэлита» («За вклад в фантастику», а до 1997 года – «За луч- шую книгу российской фантастики предшествующих двух лет») вручается с 1981 года. Начиная с 1989 года, в рамках фестиваля «Аэлита», стала вру- чаться премия «Старт» за лучшую дебютную книгу молодого автора (не старше 35 лет) по результатам голосования клубов любителей фантастики. Статуэтка «Старта» представляет собой раскрытую книгу с цветком между страниц. На фестивале с 1987 года вручается «Приз имени И. Ефремова» («За популяризацию фантастики»), с 1997 – «Приз имени В. Бугрова» («За вклад в фантастиковедение»), а с 2002 года – «Орден рыцарей фантастики имени И. Халымбаджи» («За заслуги перед фэндомом») [45]. В число известнейших обладателей премии входили 1981 году Аркадий и Борис Стругацкие (за роман «Жук в муравейнике»), в 1983 году Владислав Крапивин (роман «Дети синего фламинго»), в 1988 году Виктор Колупаев («Весна света»), в 1991 году Владимир Михайлов («Капитан Ульдемир»), в 1993 году Василий Звягинцев («Одиссей покидает Итаку»), в 1997 году Кир Булычев, в 1999 году Сергей Лукьяненко, в 2002 году Евгений Лукин, в 2012 году Павел Амнуэль [45]. Раздел «Аэлита», которым многие годы руководил знаток и исследова- тель научно-фантастической литературы Виталий Бугров, стал уральской школой фантастики. Журнал, его работники и авторы проводили огромную общественную работу на Урале. Одним из таких мероприятий были выезды под названием «Операция – Ч», направленные на очищение реки Чусовой. Они были начаты по инициативе и при активной поддержке писателя Бориса Рябинина, ураль- ских ученых, краеведов, студентов и школьников. Это была удивительная и продуктивная акция, которая объединила весь Урал. Долгое время журнал шефствовал над Верхотурской колонией несо- вершеннолетних правонарушителей. Регулярно устраивали здесь литератур- ные вечера уральские писатели, поэты, авторы журнала. Усилиями авторов журнала при редакции была основана обширная краевая библиотека, в которой преобладали произведения, подаренные авто- рами и читателями. В ней хранятся редкие издания по истории, краеведению, справочная литература и обширный раздел дореволюционных журналов. Журнал «Уральский следопыт» стал инициатором движения павлен- ковских библиотек. Журнал и его авторы активно участвовали в поисках первых сельских библиотек, созданных на сбережения русского издателя Павленкова и уездных земств, и в создании общественной организации «Со- дружество павленковских библиотек». Сейчас журнал совместно с УФПС и библиотекой им. Белинского собирает книги для сельских павленковских библиотек области, расширяя их фонд [51]. Обратим внимание на рост тиражей журнала «Уральский следопыт», подтверждающий популярность издания. Таблица 1 Динамика изменения тиража журнала «Уральский следопыт» Год и номер Тираж 1935, № 9 7 тыс. 1980, № 3 249 тыс. 1991, № 6 415 тыс. Структура журнала включала следующие постоянные разделы в 1935-1980-х гг.:  поэзия;  проза;  научно-фантастический рассказ;  следопытские дела;  следопыты сообщают;  даем адреса романтикам;  конкурс научной фантастики;  фоторассказ;  люди подвига. «Уральский следопыт» развивался очень быстро и имел очень важную роль в культурной и просветительской жизни – он не только публиковал произведения различных авторов и ученых, но и вводил различные рубрики, которые привлекали художников, критиков, самих читателей. Также прово- дились различные литературные конкурсы, была создана важнейшая литера- турная премия «Аэлита». ГЛАВА 2. РУБРИКА «МОЙ ДРУГ – ФАНТАСТИКА» В ЖУРНАЛЕ