Выводы по Главе


год

1. В главе 1.1. проведен анализ психологических характеристик зрелого человека, определены отличительные особенности среднего возраста по сравнению с другими возрастными этапами. За возраст зрелости мы приняли период от 40 до 55 лет, основываясь на рассмотренных концепциях и предполагая, что в среднем к этому периоду жизни менее выражена инфантилизация личности и люди, более 10 лет занятые в профессии, с большой вероятностью достигли состояния по крайней мере профессиональной зрелости. В выборке исследования были исключены респонденты со стажем менее 10 лет. 2. В главе 1.2. рассмотрены психолого-педагогические особенности обучения в зрелом возрасте, выявлены различия андрогогической и педагогической моделей обучения, выделен личностный, компетентностный подход. Обучение взрослых предполагает, что ведущая роль в процессе обучения у обучающегося, андрогогическая модель (личностный подход) дает больше самостоятельности и возможностей для самореализации, самоуправления, учитывает жизненный опыт и имеющиеся ресурсы. Взрослые будут стремиться применять полученные знания в ближайшее время. Необходимо иногда корректировать устаревший опыт и личностные установки, мешающие усвоению новых знаний. Обучение важно для самоактуализаци личности. 3. В главе 1.3. обоснован выбор личностной черты «толерантность к неопределенности» как способный влиять в качестве установок и особого когнитивного стиля мышления на потребность и готовность к обучению в зрелом возрасте. Толерантность к неопределенности – это способность выдерживать неопределенность, неструктурированность, непрогнозируемость ситуации, совладать с сопутствующими этому сложностями управления задачами и/или людьми, сохранять при этом эффективность деятельности и эмоциональную, психологическую устойчивость. 4. В главе 1.4. рассмотрены основные факторные теории личности и даны характеристики факторов, которые называются в них в качестве структурно- образующих. Анализ литературы показал, что можно рассматривать черты характера и ценностные ориентации в рамках родового для них понятия «черты личности». Черта – это предрасположенность вести себя похожим образом в широком диапазоне ситуаций, сформировавшаяся на основе индивидуального опыта через взаимодействие факторов индивидуальной конституции, среды и личностных смыслов. 5. Обобщая теоретические обоснования, предполагается совокупность факторов, значимых для готовности к обучению: 1) толерантность к неопределенности; 2) толерантность к новизне; 3) толерантность к сложности; 4) толерантность к неразрешимости; 5) открытость новому опыту; 6) экстравертность; 7) для некоторых специальных тем важными также могут быть добросовестность, дружелюбие, эмоциональная стабильность ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование связи личностных характеристик с показателями готовности к непрерывному обучению в зрелом возрасте