Психологическая характеристика зрелого возраста

Глава диссертации: Исследование личностных предикторов непрерывного обучения у профессионалов в зрелом возрасте


Унесихина, В. А., Unesikhina, V. A. 2019 год

«Каждый стареет так, как он жил» — французская пословица [71, с.38]. Отечественные ученые к категории зрелости относят «стремление к достижению наивысшего развития душевных и духовных, интеллектуальных и физических способностей личности» («акме») [16]. В акмеологии зрелость предполагает сформированные знания, умения, навыки в соответствии с принятыми в обществе для данного жизненного этапа возрастными нормами. По мнению А.А. Бодалева, феномен акме — это многомерное состояние, характеризующееся достижением «вершин в развитии», при этом чаще всего, не единовременно [14]. Зрелость в различных аспектах жизнедеятельности может наступать в разное время [4; 29]. Выделяют зрелость личностную, эмоциональную, профессиональную, социальную и др. [88]. Зрелость и взрослость часто отождествляют, хотя на сегодняшний день из-за процессов инфантилизации не каждого взрослого человека можно назвать зрелой личностью, то есть субъектом, способным нести ответственность за жизнь и окружающий мир [16]. По мнению некоторых исследователей, достичь полной зрелости могут не все взрослые [44]. В отличие от паспортного и биологического психологический возраст [17; 31; 49] не определяется прожитыми годами или физиологическими изменениями, а рассматривается через различные концепты: интеллектуальный, психосексуальный, субъективно переживаемый, связанный с опытом и самореализацией либо как степень нравственной зрелости [93]. Г. Олпорт относил личность к зрелой на основании степени функциональной автономии ее мотивации, то есть личностно здоровым и продуктивным взрослого человека можно назвать на основании степени осознанности его действий и ухода от ранних (детских) форм мотивации. Олпорт проанализировал работы многих современных ему психологов и для самореализующейся личности выделил следующие черты [102, c.285]: вовлеченность и заинтересованность по отношению к внешнему миру, расширенное чувство к границам собственного Я; теплота (терпимость, уважение, сострадание) к окружающим людям; устойчивое чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (самопринятие и самоконтроль); адекватное восприятие действительности и активная позиция в деятельности; самопонимание, использование внутреннего опыта в актуально переживаемых ситуациях и чувство юмора; сложившаяся жизненная философия, включающая систематизированный опыт и придающая смысл собственным поступкам [76]. Развитие человеческого потенциала нужно поощрять с детства и до конца жизни [102, c.285]. Подходы к определению понятия личностной зрелости были сформированы плеядой ученых умов и основываются на различных концепциях: самоактуализации, личностного роста, личностного мастерства, самореализации, самотрансценденции, самоутверждения, личностного самоосуществления, самосознания, развития потенциала, достижения акме, психологии жизненного пути личности, субъектной активности, смысложизненных ориентаций, жизненных ориентаций, стиля и смысла жизни, жизненного мира [81], степени идентичности [62; 104; 83, с.13-15], что, с одной стороны, иллюстрирует большую заинтересованность в выявлении и описании этого признака, а с другой – отражает существующую неоднородность в его понимании. Единого мнения по возрастным периодам зрелости в психологии до сих пор нет [29]. Основная проблема — это как измерить личностную зрелость [88]? При этом структурно-функциональные характеристики личностной зрелости взаимосвязаны с задачами развития каждого возрастного периода [81]. Хронологические рамки периода зрелости условны и зависят от принятой исследователем парадигмы и индивидуального пути человека [11]. Б.Г. Ананьев [4, с.115-121] разделил средний возраст на два периода: первый период 21/22—35 лет и второй период 36—55/60 лет. При периодизации Б.Г. Ананьев опирался на современные ему работы Д.Б. Бромлей. По Д.Б. Бромлей [4, с.115-121; 83, с.114-115], цикл взрослости разделен на четыре стадии: раннюю (21—25 лет), среднюю (25—40 лет), позднюю взрослость (40—55 лет) и предпенсионный возраст (55—65 лет). В отечественной психологии общепризнанной является позиция, согласно которой в социально-психологическом смысле взрослость наступает при формировании человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Ю. Н. Кулюткин, выделяя основные характеристики взрослости, указывает, что человека как взрослого, полноправного субъекта своей жизнедеятельности характеризует социальная позиция, которая формируется под влиянием трудовой деятельности. Согласно исследованиям Н. И. Мицкевич, позицию взрослого как субъекта различных видов социальной деятельности определяют вовлеченность в сферу профессионального труда, наличие целостной непротиворечивой позиции, которая имеет инерционный характер [18]. Какие еще психологические характеристики присущи периоду 40-55 лет? После 35 лет в среднем наблюдается снижение возможности новообразований из-за усиливающейся жесткости связей между функциями. В период от 41 до 50 лет снижаются оценки мышления по сравнению с 36—40 годами. Как правило, пик творческой активности для многих специальностей отмечается в 35 — 39 лет, но при этом зависит от сферы деятельности: в таких науках, как математика, физика, химия, вершина творческих достижений обычно приходится на 30—34 года; в геологии и медицине — на 35-39 лет; в философии, психологии, политике —между 40 и 55 годами. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации [11]. В течение всего среднего возраста продолжается развитие отдельных способностей, особенно относительно трудовой деятельности и повседневной жизни. У людей 40—60 лет отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на когнитивной сфере, не влияет на работоспособность и творческую активность [3, с.278-281]. В возрасте 41-46 лет функция внимания достигает наивысшего уровня развития [11]. Как показали современные исследования, в том числе лонгитюдные, когнитивная сфера у взрослых продолжает развиваться. Показатели интеллектуального развития во многом зависят от личностных особенностей, от жизненных установок, планов и ценностей. Снижение интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые затормаживают инволюционный процесс, противостоят старению. Для среднего возраста главная особенность определяется достижением мудрости, т.е. обладанием обширными знаниями (фактуальными и процедурными), способностью оценивать происходящее в широком контексте и справляться с неопределенностью [3, с.278-281]. Мудрость выделена в отдельное когнитивное свойство. По П. Балтесу свойствами мудрости являются [102]: высокий уровень познаний и умозаключений; это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы о смысле жизни); необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания; это сочетание ума c добродетелью (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы человечества; хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большинство людей без труда. В период 51-55 лет, еще в большей степени, чем ранее, на уровень развития различных видов мышления, на качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе в досуговой деятельности. Важнейшими факторами для оптимизации интеллектуального потенциала взрослых являются: вид профессиональной деятельности и ее характер (присутствие в работе творчества, потребности в умственной деятельности); уровень образования; непрерывное образование — индивидуальная и организованная познавательная активность и др. Происходит не только сохранение, но и качественное преобразование интеллекта. Ведущее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений [7]. Некоторые исследователи называют это качество «диалектическим мышлением», под которым понимается способность обдумывания противоположных позиций и их синтезирование или интегрирование, суммирование идеального и реального. Решение задач рассматривается на этом этапе развития с более широких позиций общества, судеб всего человечества, характеризуется способностью к собственным суждениям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индивидуальностью. В долговременной памяти объем вербального запечатления во многом остается без изменений до наступления старости, но снижается способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Активное стремление к новому в различных областях жизнедеятельности – это обобщенная личностная установка, включающая в себя поиск информации, стремление не останавливаться на достигнутом. Открытость к опыту положительно сказывается на развитии образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, обращение к специальной литературе на протяжении карьеры способствуют развитию вербальнологического и практического мышления [11]. На этапе средней взрослости переоценивается жизнь в целом, корректируется система ценностей в личной, семейной и профессиональной сферах. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, на передний план выступают проблемы помощи вступающим в самостоятельную жизнь детям и пожилым родителям. В эмоциональном плане человек с одной стороны может наблюдать расцвет во многих сферах жизни, субъективно переживая средний возраст как апогей жизни, но одновременно с этим ощущать конечность своего бытия, с которым во многом связано желание быстро действовать и получать результат, что влияет на структуру мотивации, смещаясь в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Может обнаружиться нераскрытый потенциал, скорректирована деятельность с точки зрения упущенных возможностей, пересмотрен опыт для передачи следующему поколению, обнаружены ресурсы для встречи пожилого возраста. Критической точкой мотивационного кризиса может стать потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование экзистенциального мотивационного вакуума, который преодолевается через потребности в самоуважении и самореализации. Сутью «Я-концепции» становится не самоактуализация любыми доступными средствами, а в пределах нравственных правил и глубоких личностных ценностей. Самооценка становится осмысленной, т.е. знания о себе начинают регулировать эмоции. [3, с.278-281]. По мнению Ш. Бюлер [84], к 40 годам устанавливается самооценка личности на основании анализа жизненного пути, обозревания жизни как решаемой задачи. Повышается стабильность и внутренняя последовательность образа «Я» посредством стабилизации психических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний [49]. При успешности в профессиональном плане у человека усиливается общая мотивация, развиваются творческие способности средствами профессии [72]. Например, у психолога может быть сильно развита к среднему возрасту эмпатийность, наблюдательность. С другой стороны, особенности профессии могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей, типизирование, вынесение поспешных заключений [79]. В. А. Толочек было установлено, что в профессиональном развитии до 35-45 лет наблюдаются процессы некоторой социальной, профессиональной «стандартизации» – стабилизации у субьектов труда навыков, качеств, систем адаптации к профессиональной среде. Однако в дальнейшем общие для всех закономерности и тенденции развития теряют силу. После 35—45 лет индивидуальные динамики профессионального генеза разделяются, «расщепляются»: кто-то продолжает развиваться, для других процессы стабилизируются, третьи остаются в состоянии регресса, деформации ранее сформировавшихся психологических систем. К 35-40 годам у большинства людей темпы эволюции психологических систем снижаются на фоне начинающихся процессов инволюции и истощения биологических ресурсов организма. Интересно, что развитие относительно элементарных психологических систем (важных в профессии качеств, отдельных способностей) происходит раньше других, равно как и раньше начинается процесс их деградации, в то время как сложные психологические системы, включая профессионализм, эволюционируют дольше и более устойчивы к регрессу. Неоднородную динамику генезиса систем разной сложности необходимо учитывать при управлении профессиональным развитием субъекта[97]. В возрасте средней взрослости ведущим типом деятельности остается труд. Труд для взрослого — важнейший источник человеческих чувств. С ходом трудовой деятельности, взлетами и падениями в профессиональном плане связаны сильные эмоции, которые играют очень большую роль и существенно сказываются на общем состоянии, настроении человека. К этому возрасту большинство людей накапливает опыт в выбранной профессиональной деятельности, который позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме. Зачастую основная часть свободного от основной работы времени тратится на дополнительные заработки и быт, поэтому досуговую самореализацию, серьезное хобби могут позволить себе немногие. Между тем поколение 40-летних людей становится авторитетом и для тех, кто моложе, и для тех, кто старше по возрасту. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с легкостью, которая раньше была недоступна. Поэтому возрастную категорию 40—60-летних еще называют поколением руководителей [3, с.278-281]. Этот период жизни обладает высоким потенциалом для развития стресса, который к тому же способствует развитию многих болезней среднего возраста. Как раз в это время возможна потеря супругов по разным причинам, досрочный выход на пенсию. Люди в зрелом возрасте часто испытывают депрессию и чувство одиночества [3, с.278-281]. В кризисе перехода к зрелости наблюдаются тенденции к снижению удовлетворенности жизнью (за исключением, возможно, удовлетворенности деятельностью) и появлению негативных самоощущений и переживаний, выражающихся в соматических симптомах и в повышенной тревоге [93]. Возрастные периоды, на которые обычно приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, между 28 и 34 годами, около 40—45 лет («кризис среднего возраста»), около 55 — 60 лет («пенсионный кризис») и в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер и варьируются в зависимости от личных обстоятельств жизни. Преодолению способствует внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис и выступающих «спусковым крючком», выделяют изменение в профессиональном плане (увольнение, выход на пенсию и т.д.), резкие изменения физического состояния (болезнь, гормональные сдвиги), экономические кризисы и негативные политические события, изменения социальных ожиданий и т.д. Возможно возникновение двойного кризиса (наложения одного кризиса на другой), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни [11]. По Э.Эриксону, развитие – непрерывный процесс социализации и эго- идентичности, включающий в себя нормативные кризисы и неизбежные конфликты, требующие разрешения. Процессы становления идентичности сохраняют связь личности с прошлым опытом и определяют цели и задачи на ближайшее будущее. Выделяются жизненные задачи периодов взрослости, для которых определяется успешность или негативный исход. В отечественной науке жизненные задачи как элемент культуры рассматриваются в социальной антропологии [49]. Жизненные задачи представлены как система связанных с возрастом социально-психологических требований и санкций. Нормативность переходов определяется решением возрастных задач на одной стадии и закономерным открытием задач на новой стадии развития [93]. Эффективная «Я-концепция» развивается у самоактуализирующейся личности, в то время как для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое «Я» [3, с.278-281]. Нормативные кризисы личности – необходимые и закономерные этапы развития взрослого человека, связанные с непрерывностью процессов развития и самоактуализации личности. Первой фаза нормативного кризиса – это предрешенная эго-идентичность, на второй фазе можно говорить о диффузной эго-идентичности, на третьей наблюдается достигнутая эго-идентичность. По своей структуре эго-идентичность связана с возрастными задачами развития и новообразованиями личности. Достижение эмоциональной зрелости является критерием окончания кризиса перехода к взрослости. Новообразованием кризиса перехода к средней взрослости является принятие себя, осознание своей ценности, гибкость в выборе направлений саморазвития. Новообразованием при переходе к зрелости является самодостаточность, сила эго, формирующая независимость личности в реализации жизненных целей, в сфере отношений [92]. Э. Эриксон выделял взрослость раннюю (20—45 лет), среднюю (40/45— 60 лет) и позднюю (старше 60 лет). Он называл зрелость возрастом «совершения деяний», поскольку в этот период личность достигает своего полного расцвета. При положительном исходе предыдущих возрастных периодов человек становится высоко продуктивным, созидательным в самых разных областях и более идентичным самому себе. При этом человек для позитивного исхода периода зрелости должен испытывать неуспокоенность — стремление стать наиболее хорошим родителем, работником, гражданином, товарищем, опорой близким. Неуспокоенность по смыслу кажется близкой к желанию созидательно и активно действовать и осознавать свои действия, получать новые знания о себе и мире, к открытости новому опыту. Негативный исход периода зрелости заключается в удовлетворении собственных потребностей и ничьих более, в обеднении межличностных отношений, в состоянии псевдоблизости в супружеской жизни [104]. Анцыферова Л.И. объясняет природу кризисов общественно- исторической обусловленностью, через призму возрастных изменений рассматривают кризисы Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. и др. Из отечественных ученых концепцию нормативных кризисов взрослости рассматривали Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. во взаимосвязи с профессиональным развитием [93]. Как отмечают Р. А. Ахмеров, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Э. Э. Сыманюк, кризисы являются неотъемлемым атрибутом развития и, более того, своего рода ступенями становления личности. Э. Ф. Зеер приводит следующее определение кризиса: «это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового Я». По мнению Э. Ф. Зеера, развитие кризисных явлений наблюдается в определенные, относительно кратковременные периоды, но не инициируется возрастом самим по себе. Возраст – это фон для проявления кризиса, главное – перекраивание, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности [85]. Солдатова Е. Л. провела ряд «свежих» эмпирических исследований (диссертация датирована 2007 годом), в результате которых были выявлены границы и возможные названия возрастных этапов взрослого периода и ожидания от представителей исследуемых возрастов: от 24 до 33 лет – «молодость»; от 34 до 43 лет — «средний возраст»; зрелость – от 46 до 55 лет (для женщин) и 46-60 лет (для мужчин); «возраст мудрости» — от 56 до 65 лет. Для другого исследования было выбрано 4 группы: 18-20 лет (период юности), 21-27 лет (переход к ранней взрослости и период ранней взрослости), 28-37 лет (переход к средней взрослости и период средней взрослости) и 38 -52 лет (переход к зрелости и период зрелости). Было выявлено, что для зрелых людей характерны самодостаточность, осознанность жизненного пути и ответственность за выбор. Принятие настоящего как свойство личности более выражено в средней взрослости и зрелости, по сравнению с другими группами [93]. Представления о возрасте, ценности, характеристики отдельных периодов поддерживается представителями возрастной субкультуры, представляя из себя идеал или стереотип. Для мужчин и женщин задачи средней взрослости связаны с интенсивной работой, развитием и продуктивностью в профессии, с новыми идеями и с воспитанием детей. Женщины в приоритет ставят задачи, связанные с детьми и семьей, а мужчины – труд. Наряду с профессиональной активностью для возраста зрелости, независимо от пола, выделяются категории: «стабильность, хранение и передача опыта, уверенность в себе (у женщин) и быть образцом для подражания (у мужчин)». Наиболее общие «основания категоризации критериев взрослых возрастов: 1) активность, новаторство и 2) мудрость, опыт» [93, с.34]. Оба этих критерия тем или иным образом связаны с открытостью новому опыту, с желанием получать знания и использовать их. Проведенное в исследованиях Солдатовой Е. Л. сравнение системы ценностей у респондентов в кризисах перехода к средней взрослости и к зрелости позволило выявить дополнительно интересные факты. Независимо от социального статуса, профессии и гендерных особенностей, выборы первых позиций в ценностях распределились таким образом, что четко обозначили возрастные различия респондентов. Для респондентов в кризисе перехода к средней взрослости наиболее значимыми оказались ценности развития себя, креативности, профессиональной жизни и высокого материального положения. Для респондентов в кризисе перехода к зрелости — ценности духовного удовлетворения, саморазвития, сохранения собственной индивидуальности, креативность, профессиональной жизни и сферы семейной жизни. Таким образом, исследование объективной и субъективной составляющих структуры социальной ситуации в исследуемых кризисах показало, что субъективная составляющая социальной ситуации развития во многом определяется ее объективной стороной. При этом общие для каждого возрастного кризиса изменения согласуются с возрастными задачами развития [93]. В нашей исследовательской работе, опираясь на труды Э. Эриксона [104], Б.Г. Ананьева и Д. Б. Бромлея [4, с.115-121], а также принимая во внимание последние исследования Солдатовой Е.Л. [93], мы остановимся на том, что зрелым возрастом можно считать период от 40 до 55 лет, предполагая, что в среднем к этому периоду жизни менее выражена инфантилизация личности и люди, более 10 лет занятые в профессии, с большой вероятностью достигли состояния по крайней мере профессиональной зрелости. В выборке исследования были исключены респонденты со стажем менее 10 лет. Проблема исследования развития личности взрослого человека остается на протяжении уже продолжительного времени весьма актуальной, противоречивой и содержит ряд трудностей на разных уровнях: методологическом, теоретическом и методическом, что означает необходимость выхода за рамки классических парадигм. Слияние знаний, фактов и подходов характерно для текущего состояния научного психологического знания: современные представления об онтогенезе взаимодополняют друг друга, расширяя границы познания процессов развития зрелой личности [92]. В любой период жизни непрерывное образование – одна из важных форм жизнедеятельности человека, а также один из способов успешного разрешения нормативных кризисов через приобретение человеком новых возможностей. Кроме того, это «социальный механизм сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение. Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу» [102, с.135].