Отношение личности к неопределенности

Глава диссертации: Исследование личностных предикторов непрерывного обучения у профессионалов в зрелом возрасте


Унесихина, В. А., Unesikhina, V. A. 2019 год

«Неопределенность — этот тот факт, с которым все формы жизни должны быть готовы бороться» [43, с.582]. Понятие «неопределенность» означает осознание наличия недостатка знаний о текущих событиях или о будущих возможностях, низкую степень их предсказуемости. Неопределенность сопряжена с риском планирования и принятия решений, требует от субъекта постоянной готовности к встрече с нею и преодолевается особой работой личности над собой и поисковой активностью. Именно в способности к толерантности и готовности принимать неопределенность проявляются наиболее прогрессивные качества, обеспечивающие жизнеспособность человека и организаций как систем [13]. Чертой современности является «постоянное пребывание человека в состоянии всё возрастающей внутренней и внешней неопределенности, а насущной потребностью — развитие толерантности к неопределенности» (66, с. 300-329). При этом само понятие толерантности и интолерантности обладает гетерогенной структурой [98], что осложняет его интерпретацию и исследование. Толерантность к неопределенности – это способность выдерживать неопределенность, неструктурированность, непрогнозируемость ситуации, совладать с сопутствующими этому сложностями управления задачами и/или людьми, сохранять при этом эффективность деятельности и эмоциональную, психологическую устойчивость. Это определение включает в себя разные трактовки определения толерантности к неопределенности [66, с.478]. Толерантность – интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервнопсихического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. Это обобщенная характеристика личности, проявляющаяся в ее способности терпимо и без противодействия воспринимать отличающиеся от ее собственных мнения, образ жизни, поведение и какие-либо иные особенности других людей, если это непосредственно или в видимой перспективе не угрожает здоровью или жизни индивида. Толерантность предполагает признание за другим человеком права иметь свое представление о происходящем, при этом она не тождественна равнодушию или безразличию, а проявляется в значимой для субъекта ситуации [59]. Уровни проявления толерантности – диспозиционный, рефлексивный, поведенческий. В работах западных исследователей встречается два термина: «Tolerance for Uncertainty» и «Tolerance for Ambiguity», которые имеют несколько разные смысловые окраски: «uncertainty — неопределенность, ambiguity — неясность» [91]. В зарубежных исследованиях толерантность к неопределенности – самостоятельный психологический конструкт, влияющий на мышление, восприятие, поведенческую и эмоционально-волевую сферы. Исследование конструкта началось в 1948 году с определения понятия Френкель-Брунсвик. Вопросом занимались: С.Баднер, Р.Нортон, Р.Халлман, Р.Брислин, Г.Хофстеде, Д.Маклейн, Т.Адорно, Д,Левинсон, Р.Сэнфорд, Г.Оллпорт, Б.Крамер и другие. Эти и другие ученые продолжают рассматривать связи толерантности к неопределенности с различными психологическими феноменами: креативностью, творческим мышлением, уровнем тревоги и удовлетворенностью от проделанной работы. В различных исследованиях выявлено, что толерантность к неопределенности – важный компонент организации учебного процесса, способствующий выработке у учащихся приемов совладания с новизной и сложностью поставленных задач. Концептуальные подходы к построению системы обучения пересматриваются, что обусловлено быстро меняющимися реалиями современного мира, в котором толерантность к неопределенности обеспечивает успешность функционирования личности. В западной традиции понимание толерантности к неопределенности тесно связано с пониманием неопределенных стимулов и причин возникновения неопределенности. В 1962 году С.Баднер выделил для неопределенной ситуации три характеристики: 1) новизна, 2) сложность, 3) неразрешимость. Для первой нет или недостаточно стимулов/раздражителей, для второй их слишком много, для третьей они носят противоречивый характер [66]. В отечественной науке проблема толерантности рассматривается различных точек зрения: общефилософские и социокультурные аспекты толерантности (Ю.Бромлей, Р.Р.Валитова, И.Б.Гасанов, М.П.Капустина, В.А.Лекторский, М.Мчедлов, Л.В.Скворцова, В.В.Шалин и др.), теоретико – методологические подходы по педагогике и психологии толерантности (А.Г.Асмолов, С.Л.Братченко, Д.А.Леонтьев, А.Б.Орлов, В.А.Тишков, А.У.Хараш и др.), психолого–педагогический анализ темы (Д.В.Зиновьев, П.Ф.Комогоров, О.Б.Скрябина, К.Уэйн и др.), социальные вопросы толерантности (Д.Бродский, А.Гербер, Л.М.Дробижева, Е.Г.Луговицкая, Н.В.Мольденгауэр, Г.У.Солдатова, В.Ф.Петренко и др.). Толерантность в социальной психологии – это терпимость к каким-либо отличиям: национальным, религиозным, расовым, этническим и др. [103]. Толерантность к неопределенности рассматривается во взаимосвязи с различными психологическими явлениями в исследованиях по многим направлениям [101]: соотношение между толерантностью к неопределенности и мотивацией достижения и избегания неудач [88], перфекционизмом [87], готовностью личности к переменам [13], влиянием толерантности к неопределенности на выбор стратегий совладающего поведения [65], успешностью учебной деятельности [54], толерантностью к неопределенности как фактором готовности к риску [8; 53; 92], формированием образа мира [80], креативностью и интеллектом (в том числе эмоциональным) [55; 55] и по целому ряду других вопросов. Конструкт используется в качестве параметра при стандартизации [66]. Важно подчеркнуть, что понятие «Толерантность» является междисциплинарным и используется, помимо психологии, в медицине, в биологии и других науках, приобретая в каждом случае свои смыслы и значения. В медицине и гуманитарных науках в общем смысле толерантность определяется как характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости человека по отношению к различным воздействиям. Диапазон рассматриваемой устойчивости широк: от нервно-психической до социально-психологической. Толерантность как нервно-психическая устойчивость личности – это способность противостоять внешним воздействиям, выводящим человека из состояния нервно-психического равновесия, и возвращаться в состояние психического равновесия самостоятельно и относительно быстро [83]. Социально-психологическая устойчивость выражается через систему установок и ценностей. В социальной психологии толерантность – это идущий от самого человека аттитюд (три компонента аттитюда: понимание-признание, принятие, уважение), взгляд, норма, потребность, убеждение или ценность; одновременно – это морально-нравственная категория, идущая от общества (обязанность, долг). Чтобы толерантность смогла появиться, необходимо обнаружить различия между людьми, социальными или иными группами людей, между странами, культурами, после чего выбрать способ реагирования, включающий компонент терпимости и допускающий различные формы самовыражения людей, свободу и равноправие проявления социальных различий [95]. В. А. Тишков придерживается мнения, что «на психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт» [96, с. 63]. Толерантность – это реализация социального поведения, набор поведенческих стратегий и тактик. При выборе того или иного способа поведения человек опирается на свои системы ценностей [13]. З. А. Кочергина после рассмотрения современных представлений зарубежных психологов сформулировала определение личностной толерантности как «сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого»» [60, с. 49]. Личностная толерантность формируется под влиянием различных факторов и переменных, определяющих общую позитивную направленность личности, способность устанавливать позитивные отношения с людьми и миром в целом и формировать позитивный образ себя [83]. Отсутствие личностной толерантности будет препятствовать восприятию фактов действительности, идущих вразрез с личностными установками человека, не одобряемых им. По отношению к неопределенности толерантность – это устойчивость, терпимость, наличие психических свойств личности для преодоления напряженности при столкновении с новизной, изменениями, сложностями [101], а также способность продолжать работать, успешно действовать в условиях нехватки информации. Отношение личности к неопределенности может быть разнонаправленным: принятие или избегание (страх перед неопределенностью, стремление к ясности). По мнению А. Асмолова, толерантность в историко-эволюционном процессе развития сложных систем выполняет роль поддержки их разнообразия и устойчивости и обеспечивает расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях [7]. Толерантность к неопределённости является одним из важных качеств эффективного руководителя [8]. Выделяется внутренняя и внешняя толерантность к неопределенности. Внутренняя толерантность к неопределенности – это способность выдерживать неструктурированность ситуации, принимать решения и действовать в ситуациях конфликта, неопределённости, риска, стресса. Внутренняя толерантность включает в себя психофизиологическую и фрустрационную. Внешняя толерантность к неопределенности проявляется, например, в нетерпимости к отстающим в коллективе, к низким по статусу членам окружения [66, с.478] и характеризует культуру отношений в обществе. К внешней можно отнести этническую и коммуникативную толерантность. Толерантность как устойчивое свойство личности включает в себя различные виды: коммуникативная, личностная, психофизиологическая, социальная, толерантность к неопределённости и др. Связь между видами толерантности неоднородна: один и тот же человек может быть толерантным к неопределенности, но нетерпимым по отношению к другой социальной группе. Коммуникативная толерантность характеризует отношение личности к людям через степень переносимости неприятных или неприемлемых, по ее мнению, качеств, поступков, психических состояний [15]. Интолерантность (от лат. intolerantia — непереносимость, нетерпимость) выражается в различных формах неприятия. Толерантность / интолерантность проявляются в социальных отношениях и взаимодействиях, принадлежат к потребностно-мотивационной сфере, влияют на интересы, мотивы, установки, цели. Толерантность ведет к доверию, поиску компромисса и сотрудничеству, к радости общения, выражается через дружелюбие. Интолерантность при ее проявлении вызывает недоброжелательность, отрицательные эмоции (обиду, злость, гнев, досаду) и другие негативные реакции. Истоки интолерантности – убеждение в том, что собственная система взглядов и образ жизни лучше, чем у других. Коммуникативная интолерантность — это отстаивание собственной точки зрения, оценка чужого мнения в негативном ключе, решение вопросов с позиции власти, силы. К интолерантности ведет субъективная оценка происходящего, в следствие чего возникает раздражение, неприятие по отношению к «другим». Это качество говорит о негибкости ума, мешает достойному выходу из трудностей, создает дискомфорт в общении. Можно сказать, что толерантность личности первична, а интолерантность вторична; важно, чтобы эти свойства характера в повседневной жизни не менялись местами [33]. Коммуникативная интолерантность может мешать личности при восприятии новой информации от другого человека или совместном решении сложных задач, работе в команде. Толерантность к неопределенности соотносится в своем понимании с субъективной неуверенностью, с принятием нового, неизвестного, противоречивого, неясного. Толерантность — это относительно спокойное отношение к неопределенности (к неясному, необычному, непривычному), умение действовать в условиях неполноты знаний о ситуации, принимать вызовы среды как возможность проявления себя. Интолерантность — негативное отношение, содержащее в себе неустойчивость к неопределенности, восприятие непонятных условий как угрозы, стремление все прояснять. Эти два понятия не являются двумя полюсами одного и того же свойства, как предполагал С. Баднер, а рассматриваются в качестве сравнительно независимых характеристик [52]. Оба свойства в разной выраженности могут проявляться у одного и того же человека в зависимости от ситуации и внутреннего состояния. С точки зрения психоаналитической теории, интолерантность – это неспособность выдержать фрустрацию, то есть феномен является проявлением невротической регрессии [59]. В конце 30-х годов XX века Н. Миллером и Д. Доллардом сформулирована гипотеза фрустрации — агрессии, согласно которой агрессия выражается не на непосредственного источника фрустрации, а на другой, не представляющий угрозы, но похожий объект. «Смещение агрессии», или перенос понимается как условие для генерализации стимулов [6]. Для толерантной к неопределенности личности в целом характерны [66, с.104]: – поиск ситуации неопределенности; – чувство комфорта в момент пребывания в ситуации неопределенности; – восприятие неопределенных ситуаций как желаемых; – способность размышлять над проблемой в условиях отсутствия необходимых фактов и неполного понимания последствий выбора; – способность принимать конфликт и напряжение в ситуации двойственности; – способность противостоять несвязанности и противоречивости информации; – способность принимать неизвестное; – способность выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций; – восприятие новых, незнакомых, рискованных ситуаций как стимулирующих; – готовность приспособиться к очевидно неоднозначной ситуации. Интолерантную к неопределенности личность характеризуют [там же]: – восприятие неопределенных ситуаций как источников угрозы, поиск безопасности и избегание неопределенности; – дихотомичность восприятия; – тенденция к принятию решений по типу «черное – белое» – стремление принимать решения, не учитывая реального положения дел; – стремление либо к принятию, либо к отторжению в отношениях с другими людьми, неспособность допустить наличие позитивных и негативных качеств в одном и том же объекте; – неспособность мыслить с учетом вероятностей и стремление избегать непонятного, многомерного; – обычное реагирование на неясные ситуации беспокойством и замыканием в себе, предпочтение знакомого незнакомому, отторжение всего необычного; – потребность в категоризации; – невосприимчивость к изменяющимся и противоречивым стимулам. Авторы вышедшего в 2006 г. «Современного психологического словаря» называют толерантность к неопределенности проявлением когнитивного стиля и рассматривают его как «совокупность индивидуально специфических и устойчивых характеристик склонности к определенным способам обработки информации и принятия решений». К основным когнитивным стилям, по мнению М.А. Холодной, размышляющей о природе индивидуального ума, относится «толерантность к нереалистическому опыту», которая «обнаруживает себя в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, двусмысленностью» и «предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные и очевидные». При этом противоположным свойством является «нетолерантность к неопределенности», выражающаяся в том, что «нетолерантные лица сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличному знанию» [66, с.15]. В эмпирической части нашей работы мы будем исследовать взаимосвязь готовности к непрерывному обучению и толерантности к неопределённости по методике С.Баднера.