Методы исследования личности

Глава диссертации: Исследование личностных предикторов непрерывного обучения у профессионалов в зрелом возрасте


Унесихина, В. А., Unesikhina, V. A. 2019 год

Г. Олпорт: «Личность есть то, что есть человек в действительности» [44]. Попытки построить универсальный категориальный аппарат для описания личности привели к созданию множества разнообразных, часто конкурирующих, теорий, списков личностных черт и определений личности [94]. Еще в первой половине XX века Г. Олпорт сделал скрупулезный разбор имеющихся на тот момент понятий личности, характера и темперамента и в результате предложил достаточно всеобъемлющее понятие черты: «Нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (по большей части устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения» [94, с. 274]. В понимании Г. Олпорта, черта — это психологический феномен, преобразующий стимулы и обусловливающий эквивалентные ответные реакции, являющийся жизненно важным для «личностной структуры» и придающий значительное постоянство поведению. Концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главным положением теории личности Г. Олпорта. «Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна» [94, с. 276]. Г. Олпорт рассматривал личность как «открытую» систему с точки зрения взаимодействия со средой и онтогенеза. С одной стороны, индивидуальные особенности развиваются в различных ситуациях через проявление черт, а с другой — люди находятся в поиске подходящего случая для проявления себя. То есть текущее положение и те обстоятельства, в которых постоянно оказывается личность, — это чаще всего те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Г. Олпорт разделял черты на общие и индивидуальные. Для представителей одной и той же культуры эволюционные и социальные воздействия схожи, что влияет на развитие моделей адаптации. Если измерить общие черты, то их можно будет сравнивать по значимым психологическим параметрам. Г. Олпорт считал такое сравнение обоснованным и полезным, несмотря на то, что, по его же утверждению, никогда черты личности не выражаются совершенно одинаково у отдельно взятых людей. Индивидуальные черты не допускают сравнений с другими людьми и являются «подлинными нейропсихическими элементами, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения» [94, с. 280]. Категория черт, уникальная для каждого конкретного человека, точнее всего отражает его личностную структуру. В дальнейшем Г. Олпорт назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями, а общие черты оставил просто чертами личности. Не все индивидуальные диспозиции в одинаковой степени являются присущими человеку и доминирующими. Также Г. Олпорт выделяет диспозиции трех типов: кардинальные, центральные и вторичные [94]. Р. Кеттелл считал, что невозможно заранее предсказать базовое измерение личности, его можно открыть в результате обработки данных, полученных после измерения разных черт на большой выборке [46; 47]. Среди личностных черт Р. Кеттелл выделяет порождающие (первичные: конституциональные и характерологические) и поверхностные (вторичные). В своей концепции Р. Кеттелл также различает: темпераментальные (эмоциональная реактивность), черты-способности (умения человека и его эффективность реагирования), динамические черты (мотивационные элементы поведения). Совокупность черт образует систему, используемую в зависимости от рассматриваемого аспекта человеческого поведения. Р. Кеттелл принял в качестве базовой шестнадцатифакторную модель, по его мнению, включающую наиболее важные измерения личности. Он выделял черты общие и уникальные, как и Г.Олпорт. Общая черта – это черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры (интеллект и экстраверсия). Уникальные черты – это черты, присущие лишь немногим. Практически все исследования Р. Кеттелла посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. На сегодняшний день нет однозначного понимания термина «черта». Многие исследователи включают в свои определения черты большое число недоступных внешнему наблюдателю психологических особенностей — индивидуальные различия в эмоциональных переживаниях, в мотивации и аттитюдах [68; 69; 70]. Дж. Капрара, Д. Сервон в своей работе указывают на то, что единой «теории черт» не существует, хотя между ними и есть много общего. В современных теориях выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта [40]: — черта – это не состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий [64]. «Я тревожный» означает устойчивую характеристику, тогда как «я сильно волнуюсь на экзамене» описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования; — черта может быть выражена количественно, что позволяет сравнивать степень выраженности черт у разных людей; — черта может иметь иерархическую организацию, то есть специфическая черта может быть включена в более широкую черту; — черта как конструкт является основой не только в психологических теориях, но в описании личности в повседневной жизни. Г. Айзенк в иерархической модели личности рассматривает три суперчерты: интроверсия/экстраверсия, стабильность/нейротизм, психотизм [2]. Структурирование позволяет также рассмотреть черту в системе ее взаимосвязей и способствует построению целостной картины психической жизни человека. По мнению М.С. Егоровой, «построение иерархий черт, представляющее собой одну из разновидностей их структурирования, дает возможность понять «глубину» исследуемых психологических особенностей, определить базовые психологические характеристики, лежащие в их основе. Это приводит к пониманию причинно-следственных отношений между психологическими характеристиками» [35, с. 74]. Существуют основания полагать, что черты предсказывают поведение. Те, кто придерживаются теории черт убеждены: поведение людей обладает такими качествами как относительное постоянство в проявлениях и стабильность во времени. Для многих личностных черт устойчивость во времени подтверждена результатами исследований, в том числе лонгитюдных, которые вступают в противоречие с обыденным представлениям. «Многие считают этот результат самоочевидным, когда речь идет о личностных чертах других людей, но не о них самих. Многим хочется верить, что сами они изменяются, причем почти всегда к лучшему (становятся более умными, зрелыми и проницательными), в то время как другие остаются прежними, — однако они ошибаются!» [99, с. 45]. Для черт «экстраверсия», «нейротизм» и «добросовестность» существуют доказательства их постоянства во времени [49]. В целом для индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития такие характеристики, как устойчивость, постоянство и преемственность выражены сильнее, чем изменчивость. Не смотря на это, для личности не исключается развитие и изменение, причем соотношение постоянства/изменчивости зависит от ряда условий [48]. Личностные черты становятся более значимым и сильным прогностическим признаком поведения в ситуациях: «неформальной обстановки» как контекста поведения (в сравнении с официальной обстановкой); возможности выбора из множества вариантов поведения (в сравнении с ограниченным выбором); сохранением обстановки на протяжении относительно продолжлительного времени (фактор быстроменяющейся среды) [94]. И. Дири и Г. Мэтьюз выделяют следующие характерные особенности современной теории личностных черт [110]: все чаще исследователи приходят к единому мнению о количестве, характере и степени стабильности параметров личности; становится все более глубоким понимание влияния наследственности и роли внешней среды на личностные черты; исследования биологических и социальных детерминант личностных черт усложняются; для когнитивной сферы и здоровья важными признаются личностные различия и их вклад в регуляторные функции. Кроме того, эти же авторы, вместе со своими предшественниками и современниками, говорят о личностных чертах как о причинах, а о поведении как следствии, несмотря на наличие петли обратной связи («каузальная первичность черт»). По их мнению, черты находятся не столько в проявленном, сколько в латентном состоянии («внутренний локус черт»). Для прогнозирования поведения человека в различных ситуациях психологи стремились выделить и измерить так называемые универсальные или базовые черты. «Большая Пятерка» в зарубежной психологии является одной из наиболее популярных и современных факторных теорий личности, основанных на этом стремлении [23, 64, 111]. Пятифакторная модель (five-factor model) – это диспозициональная модель личности, которая характеризует человека при помощи пяти черт (диспозиций), или, иначе, факторов. Черта (trait) – диспозиция (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций [4]. Опираясь на работы Г. Олпорта, Р. Кеттелла и др., ряд исследователей осуществили факторный анализ оценок, полученных одними людьми от других, и выделили пять базовых личностных факторов: Е – «экстраверсия», N – «нейротизм», О – «открытость опыту», А – «сотрудничество/дружелюбие» и С – «добросовестность/сознательность». Если начальные буквы английских названий пяти факторов расположить в иной последовательности, то получается «OCEAN». «Большая Пятерка» создавалась так, чтобы охватить личностные черты, которые в обществе принято считать самыми важными, фундаментальными. Лексическая гипотеза была подтверждена на различных выборках в разных странах и культурах [64, с. 292-293]. Таким образом, люди по всему миру имеют базовые качества, содержащиеся в пятифакторной модели. Экстраверсия – одна из самых широко известных личностных черт, упоминается в трудах Вундта, Юнга, Айзенка, Кеттелла и других. Рассматривая иерархическую модель организации личности, Г. Айзенк показывает, что экстраверсия включает в себя общительность, активность, живость, настойчивость и стремление к успеху [105]. Экстравертность говорит об энергичности, позитивном эмоциональном настрое, склонности к самореализации через контакты с другими людьми. И при противоположных оценках себя респондентами этот показатель указывает на застенчивость, замкнутость [23, 64]. К экстраверсии также относятся такие качества как активность, общительность, поиск новых впечатлений, доминирование [91]. Дружелюбие включает уступчивость, доверие, альтруизм, прямоту (но не требовательность), скромность, склонность к сочувствию. Также к этому фактору относятся теплота, сотрудничество, доверчивость, понимание, уважение других [91]. Добросовестность говорит о том, что респондент склонен считать себя дисциплинированным, ответственным, рациональным, организованным при высоких показателях и напротив при низких показателях оценивает себя как небрежного, легкомысленного [23, 64]. В качестве черт добросовестности рассматриваются эффективность, организованность, ответственность, самодисциплина, стремление к достижениям, рассудительность, аккуратность, настойчивость, ответственность, самоконтроль, предусмотрительность [91]. К противоположному полюсу эмоциональной стабильности нейротизму относятся тревожность, враждебность, застенчивость, капризность, депрессивность, неуверенность в себе [91]. «Открытость, как признак целостности человека, характеризуется его изначальной неприспособленностью к окружающей среде и способностью совершенствовать мир для экзистенциального пребывания в нем» [1, с.1]. В свою очередь, удивление, любопытство, сомнение, воображение, творчество, вера – все это признаки открытости человека миру, его способности и возможности познавать, изменять и совершенствовать то, что его окружает [1]. Открытость описывается такими словами как любопытный, творческий, фантазирующий, с широкими интересами, самобытный [91]. Традиционно психология исследует феномен толерантности к неопределенности во взаимосвязи с личностными чертами. Предполагалось ранее, что можно включить толерантность к неопределенности в «Большую Пятерку», рассматривая как часть шкалы «открытость новому опыту». Однако проведенные исследования опровергли это предположение [58]. Существуют исследования по факторам «Большой пятерки» во взаимосвязи: с академической мотивацией и успеваемостью, успешностью обучения, с особенностями саморегуляции, эмоциональным интеллектом и другими факторами, но в основном на выборках школьников и студентов [28; 32; 51; 63; 74]. Характерологические черты и ценностные ориентации, несомненно, проявляются и в зрелости, но при этом иначе, чем на более ранних этапах жизни. Представляется обоснованным использовать пятифакторную модель как основание для выявления мотивационно-потребностной сферы в отношении к обучению у лиц среднего возраста. Особенно важен для нас тот факт, что модель опробована в разных странах, поскольку на следующих этапах планируется аналогичное исследование на выборке в Словении.