Исследование личностных предикторов непрерывного обучения у профессионалов в зрелом возрасте

Research on the personality predictors of lifelong learning in adulthood


Унесихина, В. А., Unesikhina, V. A. 2019 год

Библиографическое описание

Унесихина В. А. Исследование личностных предикторов непрерывного обучения у профессионалов в зрелом возрасте : магистерская диссертация / В. А. Унесихина ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Кафедра общей и социальной психологии. — Екатеринбург, 2019. — 150 с. — Библиогр.: с. 98-109 (114 назв.).

Аннотация

Обучение в течение всей жизни – пространство развития каждого человека, в связи с этим следует обратиться к данной теме с точки зрения психологических предпосылок. Обучение в разных формах понимается не только как социальная, профессионально-значимая функция, но и как атрибут личностного здоровья. Какая именно черта характера формирует потребность учиться у зрелого человека или препятствует этому? Изучается взаимосвязь выделенных переменных опросника «Оценка готовности к непрерывному обучению» со шкалами методик Баднера (толерантность к неопределенности) и Гослинга (открытость опыту, добросовестность, эмоциональная стабильность, экстравертность и дружелюбие). В онлайн-опросе приняли участие 65 человек в возрасте 40-55 лет со стажем работы не менее 10 лет. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (104 источника) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик, данные по ранним исследованиям. Объем магистерской диссертации без приложений составляет 97 страниц, на которых размещены 29 рисунков и 6 таблиц. Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируется основная и конкретизирующие гипотезы, указываются методы и эмпирическая база. Первая глава включает в себя обзор иностранной и отечественной литературы по теме исследования: описание основных понятий и их характеристики. Выводы по первой главе представляют собой итоги по изучению теоретического материала. Вторая и третья главы посвящены эмпирической части исследования. В них представлено описание хода исследования и интерпретация полученных результатов. В заключении в обобщенном виде изложены результаты теоретической и эмпирической частей работы, а также выводы по выдвинутым гипотезам, обоснована практическая значимость исследования. В заключении показано, что наиболее тесно готовность к обучению в течение всей жизни связана с экстравертностью, открытостью опыту и дружелюбием.
Lifelong learning sustains an ongoing personal development and it should be analyzed with regard to its psychological premises. Any form of education not only enhances person's social and professional integration but also fosters his or her personal fulfillment and health. What personality trait forms or suppresses eagerness to learn at mature age? In this article we study the correlation between selected variables from «Life Long Learning Inventory» questionnaire and «Tolerance of ambiguity scale» developed by S.Budner (tolerance of ambiguity – novelty, complexity, or insolubility) and Ten-Item Personality Inventory-(TIPI) by S.D.Gosling (extraversion, agreeableness, conscientiousness, emotional stability, openness to experiences). 65 respondents at the age between 40 and 55 having over 10 years of work experience participated in the online questionnaire. The master's thesis consists of an introduction, three chapters, conclusion, a list of literature (104 sources) and applications, including forms of applied techniques, the classifier of associative connections, early research data. The volume of the master's thesis is 97 pages, on which are placed 29 figures and 6 tables. The introduction reveals the relevance of the research problem, the development of the problem, the purpose and objectives of the research, the object and subject of the research, the main hypothesis are formulated, the methods and the empirical base are specified. The first chapter include a review of foreign and domestic literature on the topic of the study: a description of the basic concepts and their characteristics. The first chapter include a review of foreign and domestic literature on the topic of the study. Conclusions on the first chapter are the results of the study of theoretical material. The two and three chapter is devoted to the empirical part of the study. On the basis of the obtained data, the developed models of intelligence and performance are demonstrated. In conclusion, the results of the theoretical and empirical parts of the work, as well as conclusions on the hypotheses put forward, the practical significance of the study. The results of our research demonstrate that readiness to acquire new knowledge at mature age is closely connected to extroversion, openness to experience and agreeableness.

Введение

Несмотря на то, что проблема обучения в течение всей жизни еще в 1960- е годы была обозначена на международном уровне [39] и продолжает рассматриваться на текущий момент [50, 77], практически отсутствуют в отечественном научном пространстве учебники, монографии, хрестоматии, антологии по обозначенной теме [38], не сформирован научный, понятийный, аппарат [36]. Таким образом, проведение эмпирических исследований в этом направлении и их дальнейший анализ актуальны и востребованы. В то же время психологические личностные черты, связанные с готовностью к непрерывному обучению, находятся в центре внимания зарубежных исследователей на протяжении продолжительного времени – порядка 20 лет. В частности, личная заинтересованность в обучении была упомянута как один из принципов обучения в течение всей жизни [107], придание смыслов обучению и критическое любопытство были отмечены у желающих учиться [113]. В «Концепции непрерывного образования взрослых на период до 2025 г.» (Проект Министерства образования и науки Российской Федерации) выделяется несколько основных функций обучения в течение всей жизни: профессиональная, социальная, личностная [50]. Первая необходима для успешной реализации ведущего типа деятельности взрослого человека – труда. Вторая позволяет взаимодействовать с социумом на разных уровнях и привносить в него собственные достижения. Третья, личностная, функция удовлетворяет индивидуальные потребности взрослого человека, связанные с рефлексией, интересами, хобби и т.д., и сопровождает его практически ежедневно [там же]. Таким образом, обучение присутствует в том или ином виде во всех аспектах жизнедеятельности в зрелости. Можно утверждать, что обучение в течение всей жизни является

Заключение

Исследовательский вопрос был поставлен следующим образом: «Как личностные предикторы, прежде всего, такие, как отношение к неопределенности и открытость новому опыту, соотносятся с готовностью к непрерывному обучению в зрелом возрасте?». На него мы нашли следующие ответы: 1. Для выборки n=90 в табл.4 в прил.Д видно, что личностные черты экстравертность (0,384, α=0,001), открытость новому опыту (0,273, α=0,01) и дружелюбие (0,244, α=0,05) связаны с готовностью к обучению в течение всей жизни. Вместе с тем на этом количестве респондентов не было выявлено значимой связи между толерантностью к неопределенности (и другими шкалами опросника С. Баднера), добросовестностью, эмоциональной стабильностью и потребностью в обучении в зрелом возрасте. Две из трех гипотез подтвердились. 2. На выборке n=65 для шкалы «Общая готовность к непрерывному обучению» была найдена значимая связь только со шкалой «Экстравертность» (0,417; α=0,001). Одна из трех гипотез подтвердилась: экстравертность значимо связана с зависимой переменной «Предпочитаемые новые знания» (0,419, α=0,001). И в теории, и по результатам исследования (см. табл.5 в прил.Д) подтвердилось, что непрерывное образование взрослых имеет свои отличия от остальных возрастных групп, при этом среди взрослых должны быть учтены особенности конкретных жизненных этапов и их возможные затруднения (кризисы). С целью совершенствования замеров и мониторинга были предложены способы по изменению опросника для удобства интерпретации, сокращения количества вопросов и времени работы с ним. 95 Для осмысления мотивации к саморазвитию, к самоактуализации, к обучению у взрослых людей приведем получившиеся в ходе исследования психологические предпосылки непрерывного обучения: 1. экстравертность – предиктор общей готовности в целом (на основании полученных корреляций по всему опроснику), а также в частности для достижения целей социальной включенности (0,4451; α=0,001), личностного развития (0,3559; α=0,01), развития навыков и знаний (0,3578; α=0,01) – см.табл.5 выше; 2. общая толерантность к неопределенности – предиктор для потребности в развитии современных навыков (вопрос 6.8.; 0,4580; α=0,001) – см.табл.6 в прил.Д; 3. открытость новому опыту – предиктор желанию изучать искусство, культуру и заниматься другими творческими занятиями (вопрос 6.13.; 0,4208; α=0,001) – см.табл.6 в прил.Д; 4. добросовестность – предиктор для изучения здорового образа жизни (0,2889; α=0,05) – см.табл.5 выше; 5. дружелюбие – предиктор для достижения целей социальной включенности (0,2449; α=0,05) – см.табл.5 выше. Факторы, которые могут негативно влиять на желание учиться (на основании ответа на вопрос 3.4.): эмоциональная нестабильность (-0,272; α=0,05) и высокая толерантность к неразрешимости проблемы (-0,264; α=0,05) – см.табл.6 в прил.Д. Деятельностные контексты, в которых лучше всего происходит обучение, по мнению респондентов (по баллам шкал от 5 до 7, таких как «всегда», «в основном», «иногда»): 1. поиск информации в интернете (99%, вопрос 1.5.); 2. взаимодействие с другим компетентным человеком: наставником (98%, вопрос 5.2.) или сотрудником, родственником (97%, вопрос 1.1.); 3. нахождение курсов самообразования (94%, вопрос 5.7.); 96 4. через действие, игру, смоделированную ситуацию (94%, вопрос 5.3.) или на личном опыте (91%, вопрос 1.8.); 5. при обучении других людей (91%, вопрос 5.6.); Психологический портрет с большой долей вероятности готового к обучению взрослого человека – это доброжелательный, эмоционально стабильный экстраверт со средней толерантностью к неразрешимости проблемы и достаточно высокой толерантностью к неопределенности, в социальном плане – скорее всего мужчина (0,2973; α=0,05), руководитель (0,3238; α=0,01) с высшим образованием (0,3029; α=0,05). Для сохранения здоровья важна добросовестность. Анализ полученных результатов пилотажного проекта подтверждает необходимость и обоснованность дальнейшего изучения личностных предикторов к непрерывному обучению. Проблема поиска методики для формирования личностного подхода в обучении взрослых поднята недавно и является достаточно новой, что открывает большие возможности для дальнейших научных изысканий. Проблема обучения в течение всей жизни является актуальной [50, 77], соответственно проведение эмпирических исследований в этом направлении будет способствовать формированию научного, понятийного, аппарата в психологической области знания. 97